Помощь родителям

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Курганская областная школа дистанционного обучения"

640008 г. Курган, ул. Техническая, д.4

тел: +7 (3522) 44-92-54
e-mail: kshdo-45@yandex.ru

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Полезные материалы




 
vpr
 
niko
eduniko
autism-frc.ru
 
autism-frc.ru
bus.gov.ru
 


 

Телефон доверия школы - 8 (3522) 44-50-13

 

Общероссийский телефон доверия

8-800-2000-122

 

Помощь родителям

Оказание психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, 
воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому

 

Оказывая индивидуальную помощь ребенку-инвалиду, обучающемуся на дому,  необходимо, чтобы эта помощь была конструктивной.

Образовательное учреждение берет на себя ответственность оказывать не только педагогическую помощь, но также социальную, медицинскую и психологическую, которые необходимы ребенку-инвалиду, обучающемуся на дому, т.к. он ограничен в социальном функционировании, контактах с окружающими и, следовательно, социальной реабилитации и интеграции в общество.

 

Весь учебно-воспитательный процесс в школе строится с учетом психофизических особенностей учащихся, которые еще более индивидуализируют личность ученика, другими словами – психофизические причины аномального развития еще более углубляют индивидуальные особенности личности.

Особые дети требуют особого подхода и особых условий их воспитания и обучения. Чтобы правильно выстроить все составляющие учебно-воспитательного процесса для каждого ученика, в работу включается огромная группа специалистов: врач-психиатр, врач – педиатр, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель. При необходимости работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Чтобы правильно спланировать учебно-воспитательную работу с учащимся, проводится объемная подготовительная работа. Она основывается, в первую очередь, на заключениях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или диагностического центра и рекомендациях по обучению (формы, вид и т.д.) ученика:

  • Углубленное изучение протоколов ПМПК учащихся с рекомендациями специалистов ПМПК (психиатр, психолог, дефектолог, логопед), отмечаются их сопутствующие заболевания.

  • Составляется «Карта индивидуального сопровождения ученика, обучающегося на дому» с результатами обследования специалистов ПМПК

  • Специалистами школы даются рекомендации на начало года, в конце Iполугодия и на конец года для определения, а в дальнейшем и корректировки маршрута социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка, обучающегося на дому

  • Составляется характеристика учащегося по возможностям обучения по всем предметам. Условно уровень обученности по предметам разделен на 4 группы. Это дает возможность, зная трудности ребенка в той или иной образовательной области, умело организовать обучение, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход с целью возможно большего его продвижения в обучении.

  • Успехи ребенка-инвалида, качество его обученности отслеживаются в «Карте индивидуального сопровождения ученика, обучающегося на дому »

 

Взаимодействие школы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении, по социальным вопросам и вопросам по организации учебно-воспитательного процесса, осуществляется через прогностическое консультирование родителей специалистами школы. Работа учителя-дефектолога, учителей-логопедов, педагога-психолога, социального педагога и других специалистов специфична.

Цель их деятельности общая для всех: Создать адекватные условия для разностороннего развития личности детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении, их нормальной учебы, развития и социальной реабилитации.

Специалисты школы работают над решением таких общих задач как:

  1. Совершенствование учебно-воспитательного процесса детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении.

  2. Повышение качества психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении.

  3. Создание условий для успешной интеграции детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении, в общество.

Для определения направлений работы специалистов, составляется общий план психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям,. Взаимодействие коллектива школы и семей, воспитывающих данную категорию детей, осуществляется постоянно. Специалисты работают по особому плану, в контексте своей сферы деятельности.

 

Взаимодействие администрации с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, обучающихся на дому, заключается:

  1. в приеме документов от родителей, воспитывающих детей- инвалидов

  2. в ознакомлении родителей с Уставом школы и правилами внутреннего распорядка

  3. в координировании работы специалистов, классных руководителей, медицинской службы по взаимодействию с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

  4. в координировании взаимодействия школьного психолого-медико-педагогического консилиума с родителями, воспитывающими детей-инвалидов

  5. в консультировании родителей по личным вопросам

 

Работа медицинской службы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, обучающихся на дому, выражена деятельностью:

Врача–психиатра:

  1. Консультативная работа профилактического и симптоматического характера с родителями

Лекции для родителей:

  • Если в семье умственно отсталый ребенок
  • Профилактика нарушений поведения у детей со слабоумием
  • Значение медикаментозной коррекции для успешного обучения детей с умственной отсталостью
  • Привитие навыков самообслуживания и трудовых навыков в семье
  1. Контроль за своевременным и правильным выполнением родителями рекомендаций

  2. Тематические беседы с родителями:

  • Особенности детей, страдающих эпилепсией. Необходимость постоянной противосудорожной терапии
  • Особенности детей, страдающих шизофренией. Медикаментозная коррекция.
  • Особенности детей с ранним детским аутизмом. Медикаментозная коррекция.
  • Церебрастенические проявления у детей. Методы коррекции.
  • Поведенческие нарушения. Методы коррекции.
  1. Вопросы профориентации в соответствии с состоянием здоровья

Врача-педиатра:

  1. Индивидуальная консультативная работа с родителями детей-инвалидов по вопросам соматического здоровья

  2. Контроль за своевременным и правильным выполнением родителями рекомендаций узких специалистов

  3. Проведение лекций для родителей по следующим темам:

  • Оздоровление и реабилитация детей, перенесших острые заболевания и обострения хронических
  • Рациональное питание детей, в т.ч. при различных соматических заболеваниях
  • Вакцинопрофилактика, в т.ч. по эпидемиологическим показаниям
  • Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизма, наркомании, токсикомании и т.д.)
  • Профилактика инфекционных, заразных кожных и венерических заболеваний
 

Психолого- педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов, обучающихся на дому, определено следующими видами деятельностипедагога-психолога:

  1. Подготовка и выступление на родительском собрании для родителей первоклассников по теме «Как помочь ребенку в период адаптации его к школе».

  2. Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по предупреждению процесса дезадаптации первоклассников к школьному обучению

  3. Круглый стол для родителей:

  • «Как взаимодействовать с тревожными детьми»
  • «Как взаимодействовать с агрессивными детьми»
  1. Анкетирование родителей младших школьников и старшеклассников с целью изучения детско-родительских отношений.

  2. Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по:

  • обучению их приемам снятия утомления и повышения познавательной активности детей.
  • повышению самооценки детей.
  1. Групповая консультация для родителей детей-инвалидов:

  • «Приемы активизации внимания у неусидчивых детей».
  • «Упрямый ребенок»
  • «Организация летнего отдыха»
  1. Лекция для родителей «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения»

  2. Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями»

  3. Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам.

     

План работы социального педагога по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому, в социальных вопросах:

  1. Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей перед началом учебного года.

  2. Социально – педагогическое сопровождение детей-инвалидов с привлечением родителей (психолого-медико-педагогические консилиумы, советы профилактики).

  3. Беседа с родителями с целью выяснения индивидуальных особенностей и возможностей их детей для очередного освидетельствования детей-инвалидов.

  4. Информирование родителей об имеющихся правах и льготах детей-инвалидов, помощь в их обеспечении и защите.

  5. Информирование родителей на школьных собраниях и в ходе индивидуальных бесед о правах и гарантиях, предоставляемых детям инвалидам и их семьям, об учреждениях, оказывающих образовательные, медицинские, социальные и иные услуги детям инвалидам и их родителям.

  6. Содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

  7. Индивидуальные беседы с родителями детей-инвалидов, уклоняющихся от исполнения обязанности по воспитанию, обучению детей

  8. Содействие в организации досуга детей- инвалидов, обучающихся на дому, на время каникул.

  9. Осуществление контроля над законными представителями за условиями содержания, воспитания и образования опекаемых детей- инвалидов, обучающихся на дому (при наличии в ОУ).

  10. Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей –инвалидов, обучающихся на дому, на темы:

  • «Профилактика жестокого обращения с детьми»
  • «Международные, государственные основы защиты прав ребёнка – инвалида».
  • «Атмосфера жизни семьи, как фактор психического и физического здоровья».
  • «Методы коррекции девиантного поведения ребёнка-инвалида».
  • «Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни»
  • «Влияние вредных привычек на растущий организм ребёнка»
  • «Учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья при выборе будущей профессии».

 

  1. Взаимодействие с родителями по вопросу постановки на воинский учёт детей- инвалидов достигших 16-летнего возраста.

  2. Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей-инвалидов, выборе образовательного учреждения, в котором их дети могут продолжить обучение.

  3. Организация экскурсии для родителей детей-инвалидов, обучающихся на дому, в ПУ№1с целью профориентации и определения дальнейшего места их обучения в соответствии с индивидуальными возможностями их здоровья.

  4. Беседа с родителями, составление катамнеза выпускников - детей-инвалидов, закончивших школу, отслеживание их дальнейшее обучение, трудоустройство.

 

Если ребенок-инвалид, обучающийся на дому, испытывает сложности в овладении процессами чтения и письма, речевым общением в целом, родители могут получить квалифицированную помощь учителя – логопеда.

Взаимодействие и оказание логопедической помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, осуществляется через следующие виды деятельности:

  1. Диагностика устной и письменной речи учащихся на начало учебного года. Информирование родителей о результатах диагностики.

  2. Консультирование родителей. Темы консультаций:

  • Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка
  • Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения.
  • Схема классического логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта
  • Леворукий ребенок в школе
  • Формирование словаря у учащихся с системным недоразвитием речи
  • Как организовать логопедические занятия дома
  • Закрепление произношения звуков в повседневной речи.
  • Русские народные потешки, прибаутки, поговорки и скороговорки
  • Упражнения для формирования навыков письменной речи
  • Формирование связной речи.
  • Комплекс упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад звуков
  1. Информирование родителей детей-инвалидов о результатах аналитико-диагностической деятельности на конец учебного года.

  2. Выступления на классных и родительских собраниях по вопросам развития речи у детей.

  3. Оказание консультативных услуг родителям

 

При имеющихся у ребенка нарушениях пространственной ориентировки, мелкой моторики, мыслительной деятельности, необходима помощь учителя-дефектолога. 

Оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому, по вопросам психологической поддержки и социальной адаптации их детей выражено в плане работы учителя-дефектолога:

  1. Прогностическое консультирование родителей. Составление рекомендаций для родителей по результатам педагогической диагностики.

  2. Консультирование родителей по вопросам развития и коррекции детей-инвалидов. Помощь в осознании родителями особенностей ребенка-инвалида и его проблем.

  3. Пополнение и корректировка данных о детях-инвалидах с целью профилактики вторичных, третичных нарушений развития детей-инвалидов.

  4. Анкетирование родителей для корректировки индивидуального маршрута обучения ребенка.

  5. Обеспечение индивидуального, вариативного обучения и воспитания

  • Ознакомление родителей с индивидуальными планами коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов. Корректировка планов по запросу родителей.
  • Индивидуальное консультирование родителей по вопросам применения методов и приемов оказания помощи в занятиях с детьми.
  • Проведение занятий с детьми-инвалидами в присутствии их родителей
  1. Пропаганда знаний о приемах и методах семейного воспитания детей-инвалидов на родительских собраниях:

  • Воспитание интереса к учению.
  • Особенности формирования навыков чтения и письма.
  • Развитие крупной и мелкой моторики детей.
  • Соматическая ослабленность детей-инвалидов.
  1. Составление рекомендаций для родителей по указанным проблемам

Следует отметить, что только комплексный подход и преемственность в работе специалистов по оказанию психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому, позволяет процесс социальной реабилитации и интеграции их детей в общество сделать более успешным.